Сетевые организации в российской электроэнергетике: понятие, признаки. Сетевые организации на розничных рынках электроэнергии - проблемы определения статуса Сетевой организации с электрическими сетями

Отсутствие в настоящее время единого подхода к определению понятия сетевой организации на розничных рынках электроэнергии приводит к серьезным осложнениям правоприменительной практики.

Правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере передачи электрической энергии на розничных рынках электроэнергии, уже не первый год ставит в тупик как правоприменителей, так и исследователей теории договорного права. Неоднозначная судебная практика, противоречивые подходы арбитражных судов различного уровня - все это является следствием адаптации зарубежной модели функционирования розничных рынков электроэнергии в условиях России. Подтверждением могут служить следующие вопросы:

1) Свидетельствует ли отсутствие утвержденного в установленном законом порядке тарифа на услуги по передаче электрической энергии о лишении статуса сетевой организации?

2) Соответствует ли положениям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" или иным нормативным правовым актам договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в котором предусмотрено условие об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных сетевой организацией?

3) Вправе ли организация, владеющая на законном основании объектами электросетевого хозяйства, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче электроэнергии, но не имеющая установленного для нее тарифа, заключать с потребителями договоры оказания услуг по передаче энергии и фактически исполнять их?

4) Какое правовое последствие при рассмотрении споров, связанных с деятельностью организации, для которой не был в установленном порядке утвержден тариф на услуги по передаче электроэнергии, влечет принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и о включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе?

Прежде чем перейти к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо обратиться к истории создания сетевых организаций на розничных рынках электроэнергии. Первые такие организации появились в Англии и Соединенных Штатах Америки, главной задачей которых определялось содержание электросетей и иных объектов электросетевого хозяйства в работоспособном состоянии и их эксплуатация в соответствии с требованием безопасности.

В начале 2000-х гг. при заимствовании зарубежного опыта были созданы первые российские сетевые организации на рынке электрической энергии, которые стали осуществлять традиционные полномочия по содержанию объектов электросетевого хозяйства. Электроэнергию передает ее источник, следовательно, название договора оказания услуг по передаче электроэнергии, заключаемого с сетевой организацией, весьма условно: исходя из технологии процесса она может лишь обеспечивать процесс передачи энергии через сети посредством поддержания их в исправном состоянии. Кроме того, договор оказания услуг по передаче энергии является производным и зависим от основного обязательства - договора купли-продажи электроэнергии. Как известно, вспомогательные сделки всегда совершаются для реализации другого, уже ранее существовавшего между сторонами, правоотношения, для исполнения обязательств из ранее совершенной сделки. Как следствие, отношения по снабжению потребителей энергией регулируются посредством заключения, как правило, двух договоров: основного (купля-продажа) и вспомогательного (договор оказания услуг по передаче энергии). Существенным признаком вспомогательного договора является то, что он не приводит к достижению конечных хозяйственных (экономических) целей сторон, а выступает только необходимым условием для реализации основного договора. Кроме того, достаточно часто встречаются случаи, когда для обеспечения процесса передачи энергии необходимо заключать несколько договоров оказания услуг по передаче энергии, поскольку участки присоединенной сети принадлежат разным сетевым организациям и иным владельцам.

В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ под территориальной сетевой понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, по общему правилу не относящихся к оптовому рынку электроэнергии. Следует также иметь в виду, что не всякая организация, которая оказывает услуги по передаче энергии, будет являться территориальной сетевой, поэтому выделяют еще два критерия. Первый предусмотрен законом, а второй - "неоднозначный" - выработан судебной практикой. Так, в соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861) территориальные сетевые организации должны владеть на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых они оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей.

Учитывая монопольное положение сетевой организации, в целях защиты интересов потребителей для территориальной сетевой организации заключение договора, опосредующего отношения по передаче энергии, признано обязательным (ст. 37 Закона N 35-ФЗ), и, как следствие, государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по передаче энергии.

Всех субъектов в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на розничных рынках электроэнергии предлагается подразделять на профессиональных участников и непрофессиональных. Ключевым критерием такого разделения выступает оказание организацией услуг по передаче энергии в качестве своего основного вида деятельности. При этом как для первых, так и для вторых заключаемые ими договоры являются публичными. Непрофессиональные участники (так называемые иные владельцы), владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства потребителей, вправе оказывать услуги по передаче энергии с использованием принадлежащих им объектов только после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п. 6 Правил N 861). В данном случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил N 861, предусмотренные для сетевых организаций. Из смысла закона следует, что для приобретения статуса территориальной сетевой организации необходимо владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с помощью которых обеспечивается оказание услуг по передаче энергии в качестве основного вида деятельности такой организации. И, соответственно, не имеет никакого принципиального значения принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере из судебной практики. Иск заявлен о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о прекращении взимания платы за услугу по передаче электроэнергии по неустановленному тарифу. Как усматривается из материалов дела, антимонопольный орган признал общество субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения принадлежащих ему на праве аренды электрических сетей; указал на незаконность установления и взимания с потребителей платы за передачу электроэнергии без применения тарифа, утвержденного уполномоченным органом. В удовлетворении требования судом отказано, поскольку факт нарушения обществом порядка ценообразования подтвержден.

Как показывает анализ судебной практики, очень часто возникают вопросы, связанные с отнесением той или иной организации к сетевой. После вступления в силу Закона N 35-ФЗ судебная практика пошла по пути ограничения круга территориальных сетевых организаций теми из них, кому в установленном законом порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии. Соответственно, если тарифы на услуги по передаче энергии утверждены в установленном порядке, между участниками возникает обязательство из договора оказания услуг по передаче энергии, а в противном случае - внедоговорное обязательство вследствие неосновательного обогащения. В качестве иллюстрации можно привести один из многочисленных примеров.

Иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения в виде платы за переданную электрическую энергию. Как усматривается из материалов дела, в спорный период тарифы на услуги истца по передаче электрической энергии не были утверждены. Расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии произведен истцом исходя из величины его затрат на услуги по передаче электрической энергии: по уровню среднего второго напряжения - 19,99 коп. за 1 кВт/ч; по уровню низкого напряжения - 23,8 коп. за 1 кВт/ч. На основании пункта 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, истец вправе доказывать размер платы за оказанные услуги по передаче электроэнергии средствами, предусмотренными главой 7 Административного процессуального кодекса РФ, в том числе представлять суду заключение эксперта, сделанное на основании экспертизы, проведенной специалистами регулирующего органа или независимой экспертной организации, либо заключение специалистов регулирующего органа.

Таким образом, исковые требования о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены судом правомерно, поскольку ответчик неосновательно обогатился на сумму не оплаченных им услуг по транспортировке электроэнергии, размер платы за переданную электрическую энергию при отсутствии утвержденного в установленном порядке тарифа определен истцом с учетом результатов проведенной экспертизы.

При рассмотрении другого дела арбитражный суд пришел к иному выводу. Суд отказал в иске о взыскании неосновательного обогащения, полученного в связи с использованием ответчиком при передаче электроэнергии подстанции, принадлежащей истцу, указав, что последний не является субъектом электроэнергетики и ему регулирующим органом не утвержден тариф на услуги по ее передаче, в связи с чем неосновательное обогащение ответчика за счет истца отсутствует.

В юридической литературе высказывалось критическое отношение к позиции судов, исходящих при рассмотрении споров из того, что круг сетевых организаций должен ограничиваться владельцами, кому в установленном порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 16 февраля 2010 г. N 3851/09, собственник сети вправе требовать от поставщика энергоресурсов возмещения затрат, связанных с использованием его имущества. В силу статьи 1102 и пункта 2 ст. 1105 ГК РФ потерпевший - лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для передачи энергии, - вправе потребовать от этих лиц возмещения того, что они сберегли вследствие такого пользования сетями, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Соответствующая обязанность возникает вне зависимости от наличия утвержденного в отношении собственника сети тарифа на транспортировку воды, тепловой и электрической энергии (аналогичная позиция находит свое подтверждение в определениях ВАС РФ от 17 января 2011 г. N ВАС-15256/10, от 19 июля 2012 г. N ВАС-9419/12).

Вместе с тем возникают ситуации, когда владельцы сетей специально не обращаются в соответствующие органы регулирования тарифов, поскольку тарифы на оказание услуг по передаче энергии устанавливаются "котловым" методом в размере, не превышающем предельных индексов роста цен. С экономической точки зрения более выгодно взыскивать в судебном порядке затраты на содержание объектов электросетевого хозяйства, которые не рассчитываются по принципу "единого котла" и не ограничиваются никакими предельными индексами.

Взыскание неосновательного обогащения в виде затрат на поддержание объектов электросетевого хозяйства в работоспособном состоянии в судебном порядке открывает возможность для недобросовестных сетевых организаций и иных владельцев приобретать незаконные имущественные выгоды в обход положений Закона N 35-ФЗ и постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". Осуществление расчетов за оказанные услуги по передаче энергии в виде затрат неминуемо может повлечь нарушение законодательства о тарифном регулировании и привести к расчетам между участниками розничных рынков электроэнергии не по регулируемым, а произвольно определенным ценам в нарушение пункта 3 постановления Правительства РФ N 1178. В связи с этим незаконно включение в договор оказания услуг по передаче электрической энергии условия об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных сетевой организацией или иным владельцем. Однако в судебной практике этот вопрос решается неоднозначно. Рассмотрим один из примеров.

Иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения. Как усматривается из материалов дела, ответчик был признан нарушившим Закон о защите конкуренции в части установления для истца тарифов на передачу электрической энергии, в связи с чем истец считает, что договор на подключение к электрическим сетям является ничтожным, а полученная ответчиками оплата - неосновательным обогащением. Иск судом удовлетворен, поскольку тариф на услуги по передаче электрической энергии не утвержден, спорный договор в части условия о взимании платы за транзит энергии признается ничтожным, так как ответчик сетевой организацией не является.

При рассмотрении другого дела суд пришел к иному выводу.

Из материалов дела следует, что в спорный период для ЗАО "ПОК" не был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, следовательно, у ЗАО "ПОК" не возникли обязательства по заключению с потребителями договоров возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии. Но у ЗАО "ПОК" как у собственника сетей имелись обязательства по их надлежащему содержанию и обязанности не препятствовать перетоку электроэнергии к потребителям. Поскольку в соответствии с договором стороны приняли на себя обязательства нести расходы на содержание электрических сетей пропорционально потребляемой энергии, однако ответчик не оплатил долю расходов, подлежащую компенсации, суд, признав понесенные истцом расходы на содержание сетей разумными и подтвержденными имеющимися в материалах дела доказательствами, удовлетворил требование об их взыскании. При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод апелляционного суда, что при отсутствии утвержденного для собственника сетей тарифа на передачу электрической энергии потребителям собственник сетей и потребитель электроэнергии не лишены права заключить договор о порядке распределения расходов по содержанию электрических сетей, которые используются для передачи электрической энергии как потребителю, так и собственнику сетей.

Для правильного разрешения рассмотренных спорных ситуаций следует учитывать причины, по которым сетевая организация или владелец объектов электросетевого хозяйства уклонились от обращения в регулирующий орган за утверждением тарифа на передачу энергии.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Для изменения существующей правоприменительной практики необходимо воздействовать на недобросовестных сетевых организаций и иных владельцев путем отказа в удовлетворении требований о возмещении затрат на содержание объектов электросетевого хозяйства в случае их незаконного уклонения от обращения в органы тарифного регулирования. Такой подход направлен на дисциплинирование субъектов розничных рынков электрической энергии, недопущение обхода законодательства о тарифном регулировании в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии и устранение нарушений прав добросовестных участников отношений, складывающихся при снабжении потребителей электрической энергией.

15 января 2018

Термин, который представлен в заголовке, имеет множество различных применений. Мы посмотрим на сетевую организацию и в общем, и в частных смыслах. Выделим исходя из этого ее особенности, основные сферы, где она может быть актуальна.

Общее определение

Итак, в самом общем смысле сетевая организация - это учреждение, которое использует в управлении бизнесом и производством именно сетевые отношения, технологии, связи.

Таким образом, форма подразумевает юридическую независимость фирм, которые объединились в сеть. Их взаимодействие при этом зиждется на основе договоров. Перед иными формами организаций она выигрывает из-за обладания общей ресурсной базой и единой информационной сетью.

Подведем итог. Сети - это самые гибкие на сегодня управленческие структуры, которые функционируют за счет совместной базы ресурсов. И ключевой в ней будет именно информация.

Сетевая форма организации: достоинства и недостатки

Учреждение с сетевой структурой относится к адаптивным. Такая организация демонстрирует один из новейших подходов к департаментализации. Ведь наличие сетевой структуры говорит о доверии большого спектра своих функций независимым контрагентам. Сама же организация в этом случае выступает небольшим головным центром. Ее главная задача - контролировать деятельность своих контрагентов.

Выделим основные достоинства и недостатки сетевой организации.

Плюсы Минусы
Возможность привлечь в определенный момент времени только нужные на тот час ресурсы Нет непосредственного контроля деятельности контрагентов со стороны головного офиса
Повышенная гибкость реагирования на постоянно меняющиеся условия окружающего бизнес-мира Исходя из предыдущего пункта возникает некоторая степень неопределенности при воплощении рабочих задач
Большое разнообразие рабочих заданий Непредвиденный разрыв отношений с субподрядчиком может порой парализовать деятельность всей системы
Повышенный уровень удовлетворенности результатами собственного труда Снижение уровня лояльности работающих в головном офисе - от их услуг всегда могут отказаться в пользу стороннего контрагента

А теперь перейдем к следующей мысли.

Цели создания сетей

Озвучим основные цели основания сетевых организаций:

  • Формирование общей базы ресурсов.
  • Создание общей информационной "копилки" для постоянного обмена знаниями и опытом.
  • Распределение рисков между участниками.
  • Из-за возникновения синергического сетевого эффекта планируется достичь максимизации общей прибыли.

На устойчивость созданной сети прямое влияние оказывают следующие факторы:

  • Доверие между партнерами, формирование внутрикорпоративной культуры.
  • Как наличие, так и скрупулезное исполнение внутренних стандартов организации всеми участниками.
  • Согласованность действий партнеров.
  • Устойчивость информационных связей между ними - для этого общий сетевой ресурс постоянно должен пополняться новыми знаниями, наблюдениями.

Основные особенности

Перечислим ключевые особенности сетевой организации:

  • Наличие рыночных отношений между основными звеньями: от сырьевых поставок до конечного этапа реализации товара.
  • Основа деловых отношений между поставщиком, производством, структурами сбыта - контракты.
  • На формирование взаимодействий "поставщик-производитель", "производитель-продавец" большое влияние оказывает рынок.
  • Внутри организации формируются команды, задача которых - реализовывать особо значимые проекты.
  • Производитель всегда выбирает поставщика с наиболее выгодными целями, а тот, в свою очередь, фабрику, контракт с которой наиболее комфортен.
  • В общем плане сетевые организации характеризует автономность, гибкость, адаптивность, тяготение к использованию инноваций.
  • Есть тенденция к установлению корпоративных отношений между участниками цепи.

Территориальная сетевая организация (ТСО)

Чтобы дать исчерпывающее определение, обратимся к ФЗ №35 "Об электроэнергетике". Исходя из этого акта, сетевая организация, энергия могут быть связаны между собой.

Перейдем к определению. Таковым считается учреждение, которое передает электрическую энергию, используя при этом те объекты электросетевого хозяйства, которые не относятся к общероссийской единой национальной сети.

Лишь только в отдельных случаях, допускаемых ФЗ №35, эта организация имеет право использовать для оказания своих услуг объекты (или какую-то их часть), включенные в единую российскую электросеть.

Давайте разберемся, какая форма по российским законам может считаться электрической сетевой организацией.


Что может именоваться ТСО?

Согласно Постановлению российского правительства №184, принятому в 2015-м, ТСО может считаться организация, которая соответствует сразу всем перечисленным ниже критериям:

  1. Имеет ряд силовых трансформаторов, чья общая мощность превышает 10 МВА.
  2. Имеет воздушные или кабельные линии передачи электроэнергии 2 и более уровней напряжения:
      Высокого (110 кВ и более). Первого среднего (35 кВ и более). Второго среднего (1-20 кВ). Низкого (менее 1 кВ).
  3. Отсутствие трех фактов применения корректировки цен или/и понижающих коэффициентов.
  4. Имеет выделенный абонентский номер телефона для обращений потребителей по поводу вопросов о передаче электрической энергии и технологического обслуживания.
  5. Имеет свой официальный сайт.

Сетевое взаимодействие

Перейдем теперь к организациям сетевого взаимодействия. Это тесно сотрудничающие между собой образовательные учреждения, объединившиеся для общего использования студентами культурных, познавательных, научных, спортивных ресурсов.

Цели такой формы воплощения образовательных программ следующие:

  • Общее повышение качества образования.
  • Расширение области доступа студентов к современным средствам обучения, технологиям.
  • Предоставление возможности выбора из большего спектра профилей подготовки.
  • Углубленное изучение интересных специализаций, курсов.
  • Совершенствование своей профессиональной компетенции за счет опыта коллег.
  • Эффективное использование образовательных общих ресурсов.
  • Повышение конкурентоспособности выпускных курсов как на российском, так и международном рынке труда.

Регуляция сетевого образования

Деятельность сетевых образовательных организаций регулирует ФЗ №273 "Об образовании в РФ". Последней редакции он подвергся в декабре 2017 года. Согласно этому акту, сетевыми являются учреждения, которые предоставляют своим учащимся освоение программ на основе ресурсов сразу нескольких образовательных организаций. К последним могут относиться также научные, физкультурно-спортивные, медицинские, производственные и иные центры, где возможно проводить обучение, практику для студентов (учебную и производственную) и осуществлять иную полезную для усвоения знаний деятельность.


Сетевая форма взаимодействия между учебными учреждениями, согласно ФЗ №273, осуществляется на основе договора. Также данные организации должны составить общую образовательную программу.

Что касается соглашения между ними, то оно обязательно должно включать в себя следующее:

  • Направление, вид и уровень общей образовательной программы.
  • Наименование статуса обучающихся в образовательных сетевых организациях, правила приема в данные вузы, колледжи, информация об организации академической мобильности студентов.
  • Порядок и условия осуществления обучения по общей программе: распределение обязанностей между учебными заведениями, объем и характер совместно используемых ресурсов.
  • Информация о документе об образовании (квалификации), который будет выдан студенту по окончании усвоения своего курса в сетевой образовательной организации.
  • Сроки актуальности данного договора. Условия изменения его условий или прекращения действия.

Сетевая модель организации данных

В заключение рассмотрим сетевую организацию данных. Так называется логическая модель последних, которая является расширением иерархического подхода (база данных представляется в виде многоуровневого древа). Это математическая строгая теория обработки данных в их сетевых базах.

Между иерархической и сетевой организацией данных есть ключевое отличие - в первом случае запись-потомок располагает только одним предком, а во втором (сетевом) - любым количеством предков. Таким образом, сетевая база данных состоит из комплекта экземпляров определенного типа записи и комплекта экземпляров определенного типа связей между данными записями.


Плюсом такой модели можно считать имение возможности достаточно эффективной реализации по показателям оперативности и затрат памяти. Минусы - ощутимая жесткость и сложность схем сетевых БД. Недостаток наблюдается и такой: чтобы изменить структуру данных, нужно изменить и само приложение.

На основе сетевой модели организации данных построена сетевая СУБД (система управления базами данных). Ее основными терминами считается элемент (узел), связь и уровень.

Таким образом, мы разобрали общее определение сетевой организации. Это одна из новых и эффективных форм ведения бизнеса со своими особенностями, целями, плюсами и минусами. Актуальны сегодня ТСО в электроэнергетике, образовательные учреждения сетевого взаимодействия. Кроме этого, данная форма характерна и для организации моделей данных.

Свет / Подключение к электросетям

Любой, кто начинает непростой процесс подключения электричества не может не столкнуться с электросетевой компанией. Их громоздкая структура, бюрократия, равнодушие и хамство сотрудников — притча во язытцах. Ощущение безысходности и бесперспективности в борьбе за свои законные интересы - вот что испытывает практически каждый, кто сталкивается с этим миром. И тем не мене, чтобы бороться за свои права, надо знать, кто выступает на другой стороне. Статья юриста Анатолия Бакеева дает необходимую базу для понимания, что же такое электросетевые компании.

Электросетевые компании: что это такое?

Естественным вопросом каждого желающего подключиться к электрическим сетям будет, наверное, вопрос, а зачем, собственно говоря, ему так уж необходимо знать, что же представляют собой эти организации - электросетевые компании? Так ли это важно?

Ответ, в общем-то, лежит на поверхности. Очень редко приходилось слышать положительные отзывы о быстром или же безукоризненном подключении к электрическим сетям. А если заглянуть на специализированные сайты и форумы, где бурно обсуждаются проблемы подключения к электрическим сетям, то можно почитать много нелицеприятных и даже непечатных выражений…. в адрес энергетиков. Не меньше нареканий в их адрес звучит по поводу плохого качества электроснабжения. При этом жалующиеся часто не отличают энергосбытовые организации от электросетевых, считая, что это одна и та же организация, либо путая их цели и задачи.

Путаница в понимании существующей разницы между этими организациями, сложность организационной структуры большей части электросетевых компаний приводит к совершенно не оправданным потерям времени на поиски именно той организации, в которую следует подавать заявления на подключение и иные заявления и жалобы. В конечном счете, это создает у большей части обращающихся к электросетевым компаниям ощущение безысходности и бесперспективности в « борьбе» за отстаивание своих законных прав и интересов.

Элекстросетевые компании: как появились?

В тоже время для относительно полного понимания целей деятельности электросетевых компаний вполне достаточно знать, что это, во-первых, весьма внушительная часть электроэнергетической отрасли, подвергшейся реформированию.

Общеизвестный факт разделения электроэнергетики на генерацию и электрические сети (то есть те самые электросетевые компании) в общем-то, доступен для широкого понимания. Менее понятно выделение в самостоятельные структуры еще и энергосбытовых организаций. Но поскольку все это произведено в полном соответствии с принятым в 2003 году Федеральным законом « Об электроэнергетике» (№ 35-ФЗ от 26.03.2003 г.), то поэтому остается это только принять и постараться в нем разобраться.

Электросетевые компании ФСК и холдинга МРСК

Во-вторых, сами электросетевые компании во многом отличаются друг от друга (это обусловлено эксплуатируемыми ими электрическими сетями). Поскольку подавляющее большинство конфликтующих с электросетевыми организациями, как правило, выше их регионального руководства не поднимается, можно оставить без подробного описания высоковольтные магистральные сети, находящиеся в эксплуатации у электросетевых предприятий системы ОАО « ФСК» (ОАО „Федеральная сетевая компания“ — это самая высшая руководящая структура федерального значения).

Следует только упомянуть о принятом в начале 2012 года Правительством РФ решении о реорганизации путем присоединения к ОАО « ФСК» ОАО „Холдинг МРСК“. Это очень важное событие в жизни электросетевых компаний, да и в самой электроэнергетической отрасли, влекущее в дальнейшем существенные изменения в деятельности этих компаний. Впрочем, для рядовых потребителей услуг электросетевых компаний это может остаться незамеченным.

Отдельно следует охарактеризовать систему электросетевых компаний, управляемых упомянутым выше ОАО « Холдинг МРСК» (МРСК - это межрегиональные распределительные сетевые компании). Именно с этими электросетевыми компаниями вынуждено сталкиваться большинство заявителей. Это самая значительная и сложно организованная система электросетевых компаний, созданных на базе бывших государственных электроэнергетических предприятий, подчинявшихся ранее существовавшему союзному Министерству энергетики СССР.

Небольшой, но необходимый экскурс в историю электросетей

Здесь и сейчас совершенно нет никакой необходимости в детализации и раскрытии подробностей истории их переименований, приватизации и акционирования. Можно только отметить, что к настоящему времени построение этих компаний практически привязано к созданным федеральным округам Российской Федерации. Важно в этой системе понимать, что находящиеся под управлением ОАО « Холдинг МРСК», электросетевые компании (так называемые ОАО „МРСК“ регионов) сами управляют в свою очередь бывшими областными (преимущественно областными, но не только) АО-Энерго.

В период реформирования электроэнергетики их (АО-Энерго) поэтапная реорганизация привела к образованию на их основе, так называемых, филиалов ОАО « МРСК» регионов. Утратив статус юридического лица и став такими филиалами, бывшие АО-Энерго, все также продолжают управлять всей той структурой, ранее существовавшей до реорганизации, но также претерпевшей соответствующие преобразования.

Входившие в нее (структуру) до этих преобразований бывшие филиалы АО-Энерго практически только переименовались и стали сейчас называться производственными отделениями (важно не путать их с производственными объединениями) филиалов ОАО « МРСК региона». Особым статусом пользуются электросетевые компании, хотя и входящие в систему ОАО „МРСК“ регионов, но ведущие свою деятельность в городах федерального значения и в городах-миллиониках (правда, не во всех).

Вот такая сложно подчиненная система электросетевых компаний ОАО « Холдинг МРСК» и требует от всех обращающихся в эти компании ясного понимания. Разбираясь в иерархии перечисленных выше структур легче понять серьезную дифференциацию правомочий и обязанностей должностных лиц всех этих структурных подразделений. Созданная вертикаль управления породила чрезвычайно изощренную систему делегирования прав, отражаемых в доверенностях, выдаваемых на всех уровнях управления региональных ОАО „МРСК“. Знать об этой системе нужно, общаясь с любыми должностными лицами этих структур и понимая их права и обязанности.

Для лучшего представления организационного построения системы электросетевых компаний, подведомственных ОАО « Холдинг МРСК», можно привести следующую схему:

Схема электросетевых компаний Холдинга МРСК

Местные электросетевые компании

Электросетевые компании других групп, о которых пойдет речь ниже, не имеют такой сложной структуры и в них отсутствуют такие промежуточные звенья, как филиалы и тем более производственные отделения. Впрочем, теоретически, в каких-то компаниях могут быть и филиалы, так как по действующему законодательству такая возможность предусматривается. А вот наличие, так называемых, производственных отделений вряд ли можно предполагать, так как это эксклюзивная находка исключительно в ОАО « Холдинг МРСК».

Вторая, достаточно большая по количеству, группа электросетевых компаний - это также давно существующие предприятия (бывшие государственные), но находившиеся вне ведения союзного Министерства энергетики СССР и подчинявшиеся областным (краевым) управлениям местного жилищного хозяйства облкрайисполкомов, так называемые Облкоммунэнерго.

В большинстве случаев эти электросетевые компании даже сохранили свои наименования, хотя и стали, как правило, открытыми акционерными обществами. К этой же группе следует отнести такие же давние по происхождению электросетевые компании, действующие в пределах одного либо двух-трех административных территориальных образований (городов или районов областного или краевого подчинения). Здесь уже такого однообразия в организационно-правовых формах не наблюдается и поэтому существуют как хозяйственные общества (ОАО, ООО), так и унитарные предприятия (ОГУП, МУП).

Электросетевые компании — « наследники» крупных предприятий

К третьей группе электросетевых компаний следует отнести вновь (относительно) созданные компании, образованные путем реорганизаций крупных производственных предприятий (как правило, градообразующих) и выделения из них крупных энергетических подразделений (служб главного энергетика, например). Эти действия были произведены как выведение непрофильных активов, поскольку в действительности на обслуживании энергетических служб этих крупных предприятий практически находились не только внутрипроизводственные электрические сети, но и сети городов и районов. Освобождение крупных производств от бремени содержания именно таких сетей и было основной целью создания таких электросетевых компаний.

К той же третьей группе можно отнести и вновь созданные электросетевые компании, образованные в больших городах (в основном городах-миллиониках и областных центрах) крупными строительными организациями, решившими созданием своих электросетевых компаний насущные проблемы освобождения от бремени содержания вновь построенных объектов электросетевого хозяйства. Как показывает практика их деятельности, такие решения себя вполне оправдывают. Остальная часть электросетевых компаний, также вновь создаваемых в последнее время, представляет собой совершенно небольшие организации, обладающие незначительным (в сравнении с электросетевыми компаниями первых двух групп) по количеству объемом электросетевого оборудования.

Электросетевые компании - кто работает с населением?

Объединяет все перечисленные группы электросетевых компаний наличие в их структурах (см. схему выше) самых низовых структурных подразделений, работающих, как говорится, непосредственно « на земле» и называемых районами электрических сетей или сокращенно РЭС. Даже правильное понимание сути названия этих низовых подразделений уже не позволит допускать ошибок при обращении в РЭС и общении с их персоналом.

Следует обязательно понимать то, что под районом тут подразумевается не территориальное административное образование, а обычное производственное подразделение, аналогичное производственному цеху или участку на предприятии. Ну, вот такая производственная терминология возникла и прижилась за десятилетия деятельности электроэнергетических предприятий. И поэтому называть РЭС просто районными электрическими сетями будет неправильно. Заблуждаясь вследствие такой ошибки, можно потерять массу времени, разрешая, например, проблему поиска именно того РЭС, в который надо обратиться с заявлением (жалобой).

Районные электросети - граница компетенций

К особенностям производственной деятельности РЭС следует отнести то, что в зону их обслуживания могут входить электрические сети не только своего, но и соседних административных территориальных образований, не совпадающих с наименованием РЭС. Такая система действует в основном за пределами областных центров. В областных же центрах, имеющих районное деление, бывает, что РЭС вынужден обслуживать какие-то участки электрических сетей, выходящих за пределы своего административного территориального образования. Это объективно обусловлено технологическими особенностями работы электрических сетей и исключить их, невозможно.

И это очень часто приводит к заблуждениям заявителей, не сумевших понять куда же именно им обращаться (в качестве показательных примеров такой проблемы можно указать, допустим, поднятые на одном из форумов темы: http://www.forumhouse.ru/threads/112350/, http://www.forumhouse.ru/threads/145111 и http://www.forumhouse.ru/threads/149351/ где обсуждались в числе проблем и проблемы непонимания адреса РЭС, в который следовало заявителю обращаться и функций сетевых организаций и зон их обслуживания).

Особенностью правового статуса РЭС является отсутствие у РЭС каких-либо значимых правомочий на вступление в договорные отношения с организациями и гражданами и разрешение связанных с ними вопросов. Наименьшими правами в этой сфере обладают РЭСы, входящие в систему ОАО « Холдинг МРСК». Это самые „не уполномоченные“ низовые структурные подразделения, не имеющие права даже вступать в переписку с организациями и гражданами.

В остальных группах электросетевых компаний объем полномочий РЭСов может варьироваться, но, как правило, этот объем полномочий больше чем в системе ОАО « Холдинг МРСК». В любом случае, общаясь с персоналом РЭС, нужно обязательно выяснять наличие у его (РЭС) руководства полномочий на разрешение имеющегося к РЭС (а правильнее сказать, к электросетевой компании) вопроса. По крайней мере, спрашивать в начале общения (можно и в конце, этот тактический вопрос лучше решать по ситуации) с руководством РЭС наличие доверенности, уполномачивающей его на разрешение конкретных вопросов. Уже один такой вопрос может дисциплинировать руководителя РЭС.

Электросети: где же принимаются решения?

Итак, надо в любом случае понимать, что РЭС является самым низовым структурным подразделением любой электросетевой компании, не имеющим статуса юридического лица, и не принимающим окончательного решения по любому возникающему вопросу, в том числе и по вопросам имущественного характера (РЭСы никаких самостоятельных имущественных прав на электросетевые объекты, к примеру, не имеют).

Окончательное решение всегда принимается на вышестоящем уровне управленческой структуры электросетевой компании. Именно на том уровне всегда можно и следует обжаловать действия (бездействие) руководства РЭС. Письменные обращения в РЭС с жалобами и претензиями в основном можно признать нецелесообразыми по причине отсутствия у начальников РЭС (особенно в системе Холдинга МРСК, как уже упоминалось выше) права даже вести официальную переписку. Обращаться в эти РЭС с какими-то письменными обращениями также неуместно, как и направлять письма на завод не его руководству, а ка кому-то начальнику цеха. Поэтому обращаться с заявлениями и претензиями следует только в вышестоящие над РЭС управленческие подразделения электросетевых компаний. Это позволит значительно сократить время, необходимое для решения вопроса.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что только такие знания о деятельности электросетевых компаний позволят быстрее добиваться положительного результата в разрешении своих вопросов тем, кто туда вынужден обращаться.

Расширение кооперационных связей между производителями, поставщиками и потребителями, прогресс информатики, вычислительной техники и средств телекоммуникаций изменили традиционные представления о границах организации, разрушили их замкнутость. Вступление человечества в новую стадию своего развития, которую называют «стадией построения информационного общества», предъявляет и соответствующие требования к проектированию организаций и формированию их структур управления.

По словам известного ученого в области менеджмента П. Дра- кера, в XXI в. изменятся принципиальные основы деятельности компаний - произойдет переход от компаний, «базирующихся на рациональной организации», к компаниям, «базирующимся на знаниях и информации». Изменятся не только сами организации, став компаниями-сетями, но и традиционные связи и взаимоотношения между компаниями, что повлечет возникновение сетей компаний.

Для того чтобы понять сущность этой новой формы организации, приведем несколько определений.

Незначительные различия в определениях понятия «сетевая организация» заключается лишь в том, что в одном случае дается определение компании-сети, в другом - сети, состоящей из разных компаний.

Сетевые организации существенно отличаются от организаций иерархического типа (табл. 19.2)

Таблица 19.2

Сравнение иерархической и сетевой организации

Критерий сравнения

Иерархическая организация

Сетевая организация

Нормативная база

Служебные

взаимоотношения

Договорные отношения

Средства связи

Стандартные

Современные

коммуникационные технологии

Отношения между участниками

Подчиненность

Кооперация, конкуренция

Степень гибкости

Обязательства сторон

Средний уровень

Высокий уровень

Атмосфера [климат) в организации

Формальная,

бюрократическая

Взаимовыгодность

Методы управления связями и конфликтами

Приказы, контроль

Нормы взаимности и гражданского права

Главная особенность сетевой формы организации экономики в любом обществе - это наличие прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности. При этом значимость иерархических отношений уступает место значимости положения в системе сетевых связей.

Сетевые формы организации экономики отражают связи между элементами внутренней и внешней среды компаний. Они одинаково применимы как в качестве внутриорганизационного сотрудничества, так и сотрудничества компаний.

Виды сетевых организаций:

1. Компания-сеть - организация, которая разделена на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли), функционирующие на основе единой цели.

Эта модель предполагает создание рыночной экономики внутри компании. В ней хозяйственные единицы продают и покупают продукцию и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Цель этой модели состоит в получении конкурентных преимуществ на основе предоставления предпринимательской свободы подразделениям компании, нацеленным на конечный результат.

  • 2. Сеть, сформированная вокруг крупной компании, - сеть, в которой крупная организация представляет собой ядро сети, собравшая вокруг себя организации меньшего размера, поручая им выполнение отдельных видов деятельности. При этом крупная компания занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком, и сеть становится иерархизированной. Мелкие организации быстро попадают в зависимость от более мощного партнера.
  • 3. Сеть компаний, близких по масштабам - группа юридически самостоятельных организаций, объединенных в сеть, в хозяйственном плане поддерживающих устойчивость друг друга, что является очень важным для всех.
  • 4. Оболочечная компания - организация, которая часть бизнес- функций, прежде всего производство продукции, передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредоточивается на трансакционной составляющей бизнеса, т.е. определяет, что и сколько производить, как и кому продавать.

Отличие сетевых компаний от организаций других типов:

  • традиционные организации предпочитали иметь у себя все необходимые ресурсы, а многие сетевые организации используют активы других организаций, входящих в сеть;
  • сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов;
  • многие современные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль их участников.

Сети представляют собой гибкую структуру, позволяющую входящим в нее организациям конкурировать между собой, привлекать новых участников и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов.

Современные технические средства позволяют создавать масштабные локальные и глобальные телекоммуникационные сети. Уникальной и весьма эффективной сетью является Интернет. Многие консультационные фирмы представляют собой разветвленные сети.

Сетевые формы организации экономики присущи практически всем отраслям национального хозяйства и сферам деятельности. Во многих отраслях сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний. Они применяются на уровне хозяйствующего объекта, муниципального образования, региона, страны. Сетевая форма организации экономики может осуществляться в реальной и виртуальной (электронной) среде.

На формирование сетевых форм организации хозяйственных систем оказывает влияние глобализация. Она приводит к тому, что многие сети носят глобальный характер. Более того, многие хозяйственные системы обязаны стать глобальными сетями, в противном случае они теряют свою эффективность и конкурентоспособность. Формирование глобальных сетей происходит во многих сферах (торговле, финансовой сфере, производстве и т.д.). Зачатки реализации сетевых форм организации можно проследить в структурах холдингового типа, в ассоциациях делового сотрудничества.

Развитию сетевых форм организации хозяйственных систем способствует снижение цен на передачу информации, а также возникновение новых технологий ее передачи и переработки. Сетевые формы организации экономики являются порождением информационной эпохи.

К началу XXI в. использование сетевых принципов организации компаний становится в западных странах ведущим направлением в менеджменте. Поэтому можно предположить, что переход нашей экономики к современным методам управления неразрывно связан с сетевыми компаниями, сетевыми организационными структурами. Следовательно, впереди эпоха компаний-сетей и сетей из компаний, исповедующих новые принципы менеджмента.

Еще в 2014 году министром энергетики РФ Александром Новаком было озвучено о планах правительства: сокращение количество электросетевых организаций. Текущее количество ТСО - это примерно четыре с половиной тысячи организаций - планируется уменьшить довольно существенно: вдвое меньше к 2017 году и еще наполовину к 2022 году.

В рамках реализации данной политики было подготовлено и утверждено Постановление Правительства РФ № 184 от 25 февраля 2015 года, в котором перечислены основные критерии, позволяющие получить (сохранить) статус ТСО.

Итак, территориальная сетевая организация должна:

  1. Иметь суммарную установленную мощность силовых трансформаторов - не менее 10 МВа.
  2. Владеть кабельными или воздушными линиями двух и более классов напряжения (ВН - 110 кВ и выше, СН1 - 35 кВ, СН2 - 1-20 кВ, НН - 1 кВ и ниже).
    Данный критерий не будет действовать для ТСО, осуществляющим передачу электроэнергии в технологически изолированных электроэнергетических системах.
  3. В случае, речь идет об уже существующей территориальной электросетевой компании), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения.
    Для компаний, которые только начинают свою деятельность в качестве ТСО, данный пункт действовать не будет.
  4. Иметь телефонный номер для обращения потребителей.
  5. Иметь сайт в сети Интернет.

При этом выполнение двух последних пунктов можно подтвердить справкой, подписанной руководителем и заверенной печатью организации.

Есть и еще один критерий, не заявленный прямо: все указанные требования относятся к юридическим лицам. Согласно условиям Федерального закона «Об энергетике», ТСО - это прежде всего коммерческое предприятие. Если собственником электросетей является индивидуальный предприниматель, то в 2016 году он гарантировано не сможет утвердить тариф на передачу электроэнергии.

Не соответствующие критериям компании получат от местных органов тарифного регулирования уведомление об отсутствии основания для установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в котором будут указаны «не пройденные» критерии.

Стоит отметить, что препятствовать перетоку электроэнергии через свои электрические сети несостоявшиеся ТСО не вправе и окажутся в убытке по двум причинам:

  • невозможность получения дохода от услуг по передаче электроэнергии
  • несение затрат на содержание электросетей